1. Нормативно-правовое регулирование

1. Нормативно-правовое регулирование

Тема 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Учебные цели:

          1. Довести до рабочих и служащих требования законодательства РФ в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения ПБ и нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров.

          2. Изучить права и обязанности граждан в области ГО, защите  от ЧС природного и техногенного характера и ОПБ. Структуру, задачи, состав сил и средств ГОЧС организаций, а также ведомственной пожарной охраны.

Время, отводимое на занятие:  1 час

Учебные вопросы и расчет времени:

 

п.п

Содержание занятия и наименование учебных вопросов

Время

1.

Вступительная часть. Введение.

3 мин

2.

Основная часть (Изложение учебного материала)

Учебный вопрос 1. «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров. Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения ПБ».

Учебный вопрос 2. «Права и обязанности граждан в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера и ОПБ».  

Учебный вопрос 3.  «Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны».

              

40 мин

 

20 мин

 

 

 

10 мин

 

10 мин

 

 

3.

Заключительная часть.

2 мин

Итого:

45 минут

 

Место проведения занятий: Учебный кабинет организации.

Форма проведения занятия:      лекция.

Используемая литература и оборудование:                                                                                      

Материальное обеспечение - плакаты и схемы по теме занятия, видеофильмы по ГО "Населению ГО".

 Нормативно-правовые акты:

1.      Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 - ФЗ "О гражданской обороне";

2.      Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 28 - ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера";

3.      Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности";

4.      Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 "об организации обучения населения в области ГО";

 

 

5.      Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера";

6.      Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС".

Учебная литература:

7.      В.Атаманюк, Л.Ширяев, Н.Акимов «Гражданская оборона», Учебник для ВТУЗов, изд. Москва «Высшая школа», 1986 г.

8.      С.Буланенков, С.Воронов, П.Губченко «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций», ГУП «Облиздат», г. Калуга, 2001 г.

9.      Н. Крючек, В. Латчук, С. Миронов. «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях» Учебник для населения. Изд. НЦ ЭНАС, Москва, 2003 г.

10.  «Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Учебное пособие под общей редакцией Г.Н.Кириллова, ИРБ, Москва 2002 г.

11.  «Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи» Библиотечка журнала «Военные знания», издание Москва, 1998 г.

12.  «Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Выпуск №2». Библиотечка журнала «Военные знания», издание Москва, 1997 г.

 

Ход проведения занятия. Вступительная часть.

Действия руководителя занятия.

  • Проверяю наличие слушателей;
  • Довожу тему, учебные вопросы и цели занятия;
  • Проверяю готовность слушателей к проведению занятия.

 

Введение

Система гражданской обороны изначально исходит из вероятности  возникновения  войн и вооружённых конфликтов.

            В настоящее время существуют реальные источники военной опасности. В мире сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются ещё более совершенные средства поражения. Под разговоры про международную стабильность, безопасность, сотрудничество происходит стремительное продвижение НАТО к границам России, силы этого блока уже развертывают свои военные базы в Прибалтике, Средней Азии и Грузии.

            Негативное влияние на безопасность страны оказывают терроризм, национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде её регионов. Не устранена опасность внутренних вооружённых конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств тем и обусловлена необходимость поддержания готовности к обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей на уровне, адекватном реальным угрозам. Главное место в решении данной задачи отводится ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ.

 

Учебный вопрос 1.

«Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров. Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения ПБ».

 

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое определяет основные задачи обучения населения в области ГО, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного  самоуправления и организаций, а также формы обучения.

         

Основными задачами обучения населения в области ГО являются:

          - Изучение способов защиты от опасностей военного времени, сигналов оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

          - Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

          - Выработка умений и навыков для проведения АС и ДНР;

          - Овладение приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени.

          Обучение населения осуществляется в рамках единой системы подготовки в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности  по соответствующим программам.

          Обучение является всеобщим и обязательным и проводится:

·        В учебных заведениях МЧС РФ;

·        В учебно-методических центрах;

·        На курсах ГО муниципальных образований;

·        По месту работы, учебы и  жительства граждан.

 

          В целях организации и осуществления обучения населения в области ГО:

          а) Федеральные органы исполнительной власти:

          - планируют и осуществляют мероприятия по обучению руководителей и работников ГО;

          - осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением руководителей и персонала федеральных служб ГО;

          - участвуют в разработке программ и методик обучения, учащихся по курсу "ОБЖ" и дисциплине" БЖД";

          - организуют и осуществляют пропаганду знаний в области ГО.

          б) Органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления:

          - планируют обучение населения в области ГО;

          - организуют изучение в образовательных учреждениях курса "ОБЖ" и дисциплины "БЖД";

          - создают и оснащают учебно-методические центры, курсы ГО, учебно-консультационные пункты по ГО, организуют их деятельность;

          - уточняют программы подготовки руководителей и работников ГО в УМЦ, на курсах ГО;

          - организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений;

          - организуют и осуществляют пропаганду знаний в области ГО;

          - осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области ГО;

          в) Руководители организаций:

          - осуществляют обучение своих работников в области ГО;

          - уточняют программы обучения в области ГО своих работников и личного состава НАСФ;

          - создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии учебно-материальную базу;

         

Формы обучения в области ГО:

          1. Руководители ГО федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления:

·        Самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;

·        Изучение своих функциональных обязанностей по ГО;

·        Личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятий по ГО.

          2. Руководители ГО организаций и работники ГО:

·        Самостоятельная подготовка;

 

·        Переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях МЧС РФ, в УМЦ, на курсах ГО;

·        Участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

          3. Личный состав НАСФ:

·        Обучение и повышение квалификации в УМЦ, на курсах ГО;

·        Проведение занятий с личным составом НАСФ в организациях;

·        Участие в учениях и тренировках по ГО.

          4. Работающее население, не входящее в состав НАСФ:

·        Проведение занятий по месту работы;

·        Участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО;

·        Индивидуальное изучение способов защиты от опасностей военного времени.

          5. Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования:

·        Обучение по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД";

·        Участие в учениях и тренировках по ГО;

·        Чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО.

          6. Неработающее население (по месту жительства):

·        Мероприятия по тематике ГО: беседы, лекции, консультации, чтение литературы, вечера вопросов и ответов, показ учебных фильмов;

·        Участие в учениях ГО;

·        Чтение памяток, листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО.

          Таким образом, все граждане РФ должны проходить обучение  в области ГО и защиты от ЧС по соответствующим программам.

          Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

          Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в ЧС.

Подготовку в области защиты от ЧС проходят:

1.  Лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления Единой системы РСЧС (далее именуются – работающее население).

2. Лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются – неработающее население).

3. Лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются – обучающиеся).

4. Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

5. Работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и включенные в состав Единой системы РСЧС (далее именуются – уполномоченные работники).

6. Председатели комиссий по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,  местного самоуправления и организаций (далее именуются председатели комиссий по ЧС и ОПБ).

          Основными задачами при подготовке населения в области защиты от ЧС являются:

          - Изучение правил поведения, способов защиты и действий в ЧС, порядка оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

          - Выработка у руководителя навыков управления силами и средствами РСЧС;

 

 

          - Совершенствование навыков руководителей, председателей комиссий по ЧС в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС;

          - Практическое усвоение работниками в ходе учений и тренировок порядка действий в различных  режимах РСЧС и проведении АС и ДНР;

          Подготовка в области защиты от ЧС предусматривает:

·        Работающее население обучается по месту работы, участвуют в учениях, тренировках;

·        Неработающее население проходит подготовку по месту жительства путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, участие в учениях, тренировках, чтение пособий, памяток, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм;

·        Обучающиеся в учебное время изучают программы по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД";

·        Руководители всех уровней проходят подготовку в учебных заведениях МЧС РФ, самостоятельно изучают нормативные документы, участвуют в сборах, учениях и тренировках;

·        Повышение квалификации для председателей комиссий по ЧС, руководителей всех уровней, должностных лиц и специалистов 1 раз в 5 лет, самостоятельная работа, участие в сборах, учениях, тренировках.

          Повышение квалификации в области защиты от ЧС руководители и  работники проходят в академии ГЗ, в УМЦ, на курсах ГО.

          Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок.

Методика проведения учений и тренировок:

·        КШУ до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти, субъектов РФ 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года;

·        КШУ или ШТ в организациях проводятся 1 раз в год до 1 суток;

·        ТСУ до 8 часов с участием НАСФ организаций 1 раз в 3 года, с формированиями повышенной готовности - 1 раз в год;

·        КУ до 2 суток 1 раз в 3 года на ПОО. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки до 8 часов;

·        Тренировки проводятся в учебных заведениях ежегодно до 8 часов;

·        Тренировки проводятся в организациях 1 раз в 3 года до 8 часов.

          Участники учений, тренировок должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.

          Финансирование содержания УМЦ, подготовки уполномоченных работников, проведение учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, на муниципальном уровне - за счет средств местных бюджетов.

          Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от ЧС, подготовки и аттестации НАСФ, проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.

 

Законодательство РФ в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения ПБ.

          Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 - ФЗ "О гражданской обороне" определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

          Глава 1. Общие положения.

          Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

          Основными задачами в области ГО являются:

·        Обучение населения способам защиты;

 

·        Оповещение населения об опасностях;

·        Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

·        Предоставление населению убежищ и СИЗ;

·        Проведение мероприятий по светомаскировке;

·        Проведение АС и ДНР;

·        Первоочередное обеспечение населения (медицинское, материальное);

·        Борьба с пожарами;

·        Обнаружение и обозначение районов заражения;

·        Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий;

·        Восстановление и поддержание порядка в районах;

·        Восстановление функционирования коммунальных служб;

·        Срочное захоронение трупов;

·        Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

          Подготовка государства к ведению ГО, осуществляется заблаговременно в мирное время, ведение ГО начинается с момента объявления состояния войны Президентом РФ.

         

Глава 2. Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО.

          Президент РФ: определяет основные направления ГО, утверждает план ГО, вводит в действие план ГО, утверждает структуру, состав войск ГО.

          Правительство РФ: обеспечивает проведение политики в области ГО, руководит организацией и ведением ГО, издает нормативные правовые акты в области ГО, определяет порядок эвакуации населения, порядок обучения населения способам защиты, порядок создания убежищ, накопления, хранения и использования МТС в целях ГО.

         

Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО.

·        Организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают планы ГО;

·        Осуществляют меры по поддержанию в постоянной готовности сил и средств ГО;

·        Организуют подготовку и обучение населения способам защиты;

·        Планируют мероприятия по подготовке населения к эвакуации;

·        Планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

·        Создают и содержат в целях ГО запасы МТС;

·        Потенциально-опасные объекты создают НАСФ.

        

 Глава 4. Руководство ГО.

          Руководство ГО в РФ осуществляет Правительство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, в субъектах РФ и в муниципальных образованиях - главы субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, в организациях руководители организаций.

         

Глава 5. Силы ГО.

          Силы ГО:

·        Воинские формирования (войска ГО) аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

·        Вооруженные силы РФ выполняют задачи в области ГО;

·        НАСФ субъектов РФ, местного самоуправления и организаций.

          Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, угрожающих населению и требующих проведения АС и ДНР.

 

 

          Неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в области ГО влечет ответственность в соответствии и законодательством РФ.

         

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

 

          Глава 1. Общие положения.

          Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившейся в результате аварии, катастрофы, стихийного бедствия, повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей окружающей природной среде,  материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

          Предупреждение ЧС - комплекс мероприятий по уменьшению последствий ЧС.

          Ликвидация ЧС - организация и проведение АС и ДНР.

          Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС.

          Целями настоящего ФЗ являются: предупреждение ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС, разграничение полномочий между федеральными органами, субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

          Основными задачами РСЧС являются:

1.      Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2.      Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3.      Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4.      Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5.      Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

6.      Организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

7.      Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

8.      Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9.      Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10.  Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

11.  Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

12.  Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

13.  Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 Информация в области защиты населения и территорий от ЧС является гласной и открытой, если она не является секретной.

          Федеральные органы государственной власти, субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через СМИ о состоянии защиты населения и территорий от ЧС, мерах по обеспечению ПБ, приемах и способах защиты населения. Сокрытие информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

         

Основными принципами защиты населения и территорий от ЧС являются: предупреждение ЧС, снижение размеров ущерба и потерь, планирование мероприятий по защите, использование сил и средств ГО, ликвидация последствий ЧС.   

Глава 2. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

          Президент РФ: определяет основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС, принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении к ликвидации ЧС вооруженные силы РФ, других войск и воинских формирований.   

Федеральное собрание РФ: обеспечивает законодательное регулирование в области защиты, утверждает бюджетные ассигнования в области защиты, проводит слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

          Правительство РФ:

·          Издает постановления и распоряжения в области защиты, обеспечивает их исполнение;

·          Организует проведение научных исследований в области защиты;

·          Организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты;

·          Осуществляет руководство РСЧС;

·          Обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов, определяет порядок их использования;

·          Устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, перевозки и использования радиоактивных  и других особо опасных веществ;

·          Устанавливает классификацию ЧС;

·          Обеспечивает защиту населения и территорий от ЧС федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи субъектам РФ;

·          Определяет порядок привлечения войск ГО РФ к ликвидации ЧС;

·          Определяет порядок сбора информации в области защиты и порядок обмена информацией с органами управления по ГО;

          Органы государственной власти субъектов РФ: принимают законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты, осуществляют подготовку сил и средств для защиты, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС, принимают решение и обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий, осуществляют сбор и обмен информацией, оповещают население о ЧС, организуют и проводят АС и ДНР, поддерживают общественный порядок, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

          Органы местного самоуправления: осуществляют подготовку сил и средств для защиты населения и территорий обучение населения способам защиты, принимают решение о проведении эвакуации, организуют ее проведение, осуществляют сбор и обмен информацией, оповещение населения о ЧС, финансируют мероприятия в области защиты, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, организуют и  проводят АС и ДНР, поддерживают общественный порядок, содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС, создают постоянно действующие органы управления.

Организации   о б я з а н ы :

1.      Планировать и осуществлять меры в области защиты от ЧС своих работников;

2.      Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников;

3.      Обеспечивать создание, подготовку сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, обучение работников способам защиты от ЧС;

4.      Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения;

 

 

5.      Обеспечивать организацию и проведение АС и ДНР;

6.      Финансировать мероприятия по защите работников от ЧС;

7.      Создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8.      Предоставлять информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, оповещать работников об угрозе или возникновении ЧС.

          Общественные объединения участвуют в мероприятиях в области защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с законодательством РФ и своими уставами.

          Привлечение вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС определяется президентом РФ в соответствии с законодательством РФ.

          Силы и средства органов внутренних дел РФ, субъектов РФ привлекаются в соответствии с законодательством РФ.        

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

          Положение определяет порядок организации и функционирования РСЧС.

          Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на пяти уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом.

          Координационными органами единой системы РСЧС являются:

          - На федеральном уровне - правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ;

          - На межрегиональном уровне - комиссия по ЧС, обеспечению ПБ;

          - На региональном уровне - комиссия по ЧС, обеспечению ПБ региона;

          - На муниципальном уровне - комиссия по ЧС и ОПБ муниципального образования;

          - На объектовом уровне - комиссия по ЧС, обеспечению ПБ  организации.

          Постоянно действующими органами управления единой системы являются по уровням: МЧС РФ, региональные центры, Главные Управления по делам ГОЧС регионов, Управления по делам ГОЧС муниципальных образований, структурные подразделения ГОЧС (Уполномоченные работники ГОЧС) организаций.

          Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ (структура, оснащение).

          Для ликвидации ЧС создаются и используются:

-         Резервный фонд Правительства РФ;

-         Государственный материальный резерв;

-         Резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

-         Резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

          РСЧС функционирует в трех режимах:

-         В режиме повседневной деятельности;

-         В режиме повышенной готовности;

-         В режиме чрезвычайной ситуации.

                    Перечень функциональных подсистем РСЧС создаваемых федеральными органами исполнительной власти: Минатом России, МВД, МЧС, Минздрав, МО, Минсвязи, Минтранс, Минэнерго, Госстрой, Росгидромет, Росрезерв.   

Глава 6. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.      

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

          Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач ГОЧС является расходным обязательством указанных структур.

          Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий ЧС:

          - федерального и межрегионального характера - обязательство РФ;

          - регионального и межмуниципального характера - субъекты РФ;

          - на территории муниципального образования - муниципальное образование;

 

          - в организациях - за счет собственных средств.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно. Указанные резервы создаются на всех уровнях. Создание, хранение, использование ресурсов определяются Правительством РФ.

  

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие для РФ мероприятия по пожарной безопасности.

          Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности.

          Статья 20. Нормативно-правовое регулирование в области ОПБ.

          Нормативное регулирование в области ОПБ - устанавливаются уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований ОПБ. К ним относятся: стандарты, нормы, правила, инструкции. Другие нормативные документы, установленные государственной противопожарной службой, подлежат регистрации и официальному опубликованию.

          Статья 21. Разработка и реализация мер ОПБ.

          Меры ОПБ разрабатываются в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами по ОПБ, на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожароопасных веществ, материалов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер ОПБ для предприятий, зданий, сооружений должны предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. На производстве разрабатываются планы тушения пожаров, решения по обеспечению безопасности людей.

          Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.  Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется ГПС. Вызов подразделений пожарной охраны осуществляется по телефону 01. При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества. Непосредственно руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара. Руководитель отвечает за выполнение задачи, безопасность личного состава пожарной охраны. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

          Обучение мерам ОПБ работников организаций проводится администрацией этих организаций в соответствии с правилами ОПБ в РФ.

          Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях мерам по ОПБ по специальным программам.

           Статья 27. Учет пожаров и их последствий.

В РФ действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий. Учет, отчетность ведет ГПС. Установленный порядок учета пожаров и их пожаров и

их последствий обязателен для органов государственной власти местного самоуправления, предприятий, граждан - предпринимателей без образования юридического лица.

          Статья 30. Особый противопожарный режим.

          В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. 

Обязательные требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности.

       Инструкции о мерах ОПБ разрабатываются на основе правил пожарной безопасности ППБ-01-03 2003 г., нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих

 

требования ОПБ, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

          В инструкциях о мерах ОПБ необходимо отражать следующие вопросы:

·          Порядок содержания территории, зданий и помещений, путей;

·          Мероприятия по ОПБ при проведении эвакуации технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;

·          Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывоопасных, пожароопасных веществ и материалов;

·          Места курения и проведения огневых работ;

·          Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранение спецодежды;

·          Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры) могут вызвать пожар или взрыв;

·          Обязанности и действия работников при пожаре:

·          Правила вызова пожарной охраны;

·          Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

·          Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

·          Правила применения средств пожаротушения;

·          Порядок эвакуации горючих веществ;

·          Порядок осмотра и приведение в противопожарное состояние всех помещений организации.

          Инструкции по мерам ОПБ являются основой по защите от пожаров производственного персонала и производства.

 

          После изучения первого вопроса рабочие и служащие организации должны знать требования законодательства РФ в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров и неукоснительно их выполнять.

 

Учебный вопрос 2.

Права и обязанности граждан в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера и ОПБ.

        

 Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны определены в статье 10 закона "О гражданской обороне":

·          Проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (защита от оружия массового поражения и современных средств поражения противника);

·          Принимают участие в проведении других мероприятий по ГО (участие в учениях по ГО, перевод организации с мирного на военное положение);

·          Оказывать содействие органам государственной власти всех уровней и организациям в решении задач в области ГО;

 

          Население должно знать свои обязанности в области ГО и неукоснительно их выполнять.      

Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС определены в законе "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" статьях 18 и 19.

1. Граждане РФ имеют право:

·          На защиту жизни, здоровья и личного имущества от ЧС;

·          Использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации для защиты от ЧС;

 

·          На информацию о риске и мерах необходимой безопасности в местах пребывания на территории РФ;

·          Обращаться лично, направлять в государственные органы всех уровней индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты от ЧС;

·          Участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

·          На возмещение ущерба здоровью, имуществу вследствие ЧС;

·          На медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах ЧС;

·          На получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб здоровью в ходе ликвидации ЧС;

·          На пенсионное обеспечение при потере трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием в ходе ликвидации ЧС;

·          На пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания в ходе ликвидации ЧС;

·          Порядок, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством РФ и субъектов РФ.

2. Граждане РФ обязаны:

·          Соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

·          Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности;

·          Изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области защиты от ЧС;

·          Выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

·          При необходимости оказывать содействие в проведении АС И ДНР.

        

 Права и обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности определены в законе "О пожарной безопасности".

          Глава 5. Статья 34.

          1. Граждане РФ имеют право на:

·               Защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

·               Возмещение ущерба, причиненного пожаром;

·               Участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью  и имуществу;

·               Получение информации по вопросам пожарной безопасности;

·               Участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

        

2. Граждане РФ обязаны:

·               Соблюдать требования ОПБ;

·               Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их использовании, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь согласно установленному перечню;

·               При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

·               До прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

·               Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

·               Выполнять предписания, постановления должностных лиц пожарной охраны;

 

 

·               Предоставлять возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследование и проверки производственных, хозяйственных, жилых помещений и строений по контролю за соблюдением требований ОПБ.

          После изучения второго вопроса рабочие и служащие организаций должны знать права и обязанности граждан в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также пользоваться своими правами и строго выполнять обязанности в области ГО, ЧС и ОПБ.

 

Учебный вопрос 3.

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны.

В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" организация и ведение ГО является обязательной функцией организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организационная структура ГО организации может иметь следующий вид:

·               Руководитель ГО организации;

·               Органы управления (структурные подразделения, работники, специально уполномоченные на решение задач в области ГОЧС; эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования);

·               Силы и средства (аварийно-спасательные службы и НАСФ, запасы материальных и финансовых средств);

·               Система связи и оповещения (командный пункт, ДДС, система оповещения, локальная система оповещения).

Основными задачами органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО являются:

1.             Планирование и организация проведения мероприятий по ГО;

2.             Проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования в военное время;

3.             Проведение обучения работников способам защиты от опасностей военного времени;

4.             Создание, поддержание в готовности систем оповещения, управления, связи;

5.             Создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

6.             Создание, подготовка, оснащение НАСФ;

7.             Оповещение населения по сигналам ГО;

8.             Организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, ведение разведки;

9.             Обеспечение управления силами ГО в ходе выполнения АС и ДНР;

 

Основными мероприятиями (задачами), проводимыми органами управления и силами РСЧС являются:

·               Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

·               Сбор, обработка, обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;

·               Подготовка населения к действиям в ЧС;

·               Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;

·               Руководство созданием, размещением , хранением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

·               Осуществление необходимых видов страхования;

·               Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, работников, материальных и культурных ценностей;

·               Ведение статистической отчетности о ЧС, выработке мер по устранению причин ЧС;

·               При угрожающей обстановке, проведение эвакуационных мероприятий и жизнеобеспечению работников в ЧС.

         

Правовыми основами создания, подготовки, оснащения и деятельности НАСФ являются: Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 - ФЗ "О гражданской обороне", приказ МЧС от 23.12.2005 г. № 999 "Об утверждении Порядка создания НАСФ".

НАСФ предназначены для проведения АС и ДНР.

          НАСФ создаются  в организациях:

          - имеющие потенционально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их;

          - имеющие важное оборонное и экономическое значение;

          - представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время;

          - в других организациях.

Основные задачи НАСФ:

1.             Проведение АС и ДНР и первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

2.             Участие в ликвидации ЧС, в борьбе с пожарами;

3.             Обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) и иного заражения (загрязнения);

4.             Санитарная обработка населения, специальная отработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

5.             Участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

6.             Обеспечение мероприятий ГО, поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных, растений, медицинского, автотранспортного и других видов обеспечения;

7.             Ликвидация ЧС вызванных террористическими актами.

 

Организации, создающие НАСФ:

·               Разрабатывают структуру и табели оснащения формирований;

·               Укомплектовывают формирования личным составом, оснащают МТС;

·               Осуществляют подготовку и руководство формирований;

·               Осуществляют всестороннее обеспечение применение формирований;

·               Осуществляют планирование и применение формирований;

·               Поддерживают формирования в постоянной готовности к выполнению задач.

 

          Формирования подразделяются:

          - по подчиненности: на  территориальные  и  формирования организации;

          - по предназначению: - общего назначения - специального назначения (Радиационного, химического, биологического наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные,  радиационной, химической, биологической защиты, обеспечение  безопасности жизнедеятельности и другие).

          - по составу: на посты, звенья, группы, команды.

          Сроки приведения в готовность формирований:

          - в мирное время - 24 часа;

          - в военное время - 6 часов.

          Комплектование формирований личным составом производится:

          - мужчины в возрасте от 18 до 60 лет;

          - женщины от 18 до 55 лет.

          За исключением:

          - инвалидов;

          - беременных женщин;

          - женщин, имеющих детей до 8 лет;

          - женщин-медиков, имеющих детей до 3 лет.

        

Зачисление граждан в состав формирований производится приказом руководителя организации с их согласия.

          Формирования создаваемые в организациях:

         

Общего назначения:

·        сводная команда - 107;

·        сводная команда механизации работ - 94;

·        спасательная команда - 103;

·        сводная группа - 44.

          Специального назначения:

·        спасательная группа - 35;

·        разведывательная группа - 16;

·        группа (звено) связи - 15/7;

·        команда (группа) ООП - 44;

·        противопожарная команда (звено) - 25/6;

·        аварийно-техническая команда - 44;

·        санитарная дружина (пост) - 23;

·        пост РХБН - 4.

          По необходимости могут создаваться и другие НАСФ.

          Техникой и имуществом оснащаются за счет техники и имущества организации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

          Подготовка и обучение личного состава НАСФ:

          - обучение руководителей формирований в УМЦ, на курсах ГО - 36 часов;

          - обучение личного состава формирований в организациях: базовая (общая) - 14 часов, специальная - 6 часов (всего 20 часов);

          - участие формирований в учениях и тренировках по ГОЧС;

          - обучение спасателей в учебных центрах;

          - стажировка в составе объектовых, территориальных штатных или НАСФ;

          Основной метод проведения занятий - практическое занятие.

          Личный состав НАСФ должен:

1. знать:

·        Характерные особенности опасностей, способы защиты от них;

·        Особенности ЧС природного и техногенного характера;

·        Поражающие свойства АХОВ, СДЯВ способы защиты от них;

·        Предназначение формирования и функциональные обязанности;

·        Характер организации АС и ДНР;

·        Порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

·        Место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту работ;

·        Порядок использования техники, приборов, средств защиты;

·        Порядок проведения санитарной обработки, спецобработки техники, зданий, обеззараживания территорий.

        

2. уметь:

·        Выполнять свои функциональные обязанности;

·        Поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять технику, оборудование, снаряжение, инструмент;

·        Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

·        Работать на штатных средствах связи;

·        Проводить санобработку населения, спецобработку техники;

·        Реагировать на возникновение аварийной ситуации;

·        Проводить АС и ДНР в местах работ.

          Занятия с личным составом формирований проводят руководители НАСФ при необходимости привлекают руководителей ГОЧС организации.

          Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы ОПБ в РФ. ОПБ является одной из важнейших функций государства.

         

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

          Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения.

          Виды и основные задачи пожарной охраны:

          Виды:

          - государственная противопожарная служба;

          - муниципальная пожарная охрана;

          - ведомственная пожарная охрана;

          - частная пожарная охрана;

          - добровольная пожарная охрана.  

 Задачи:

          - организация тушения пожаров;

          - тушение пожаров.

          В организациях создается ведомственная пожарная охрана, которая функционирует в целях предупреждения пожаров, тушения пожаров и проведения мероприятий по контролю за ОПБ в организации. Свою деятельность ведомственная пожарная охрана согласовывает с государственной противопожарной службой.

          При выявлении нарушение требований пожарной безопасности ведомственная пожарная охрана имеет право:

          - приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства);

          - производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания,  сооружения, помещения;

          -  проведение отдельных видов работ.

          В организациях создаются НАСФ:

          - противопожарные отделения тип "А", "Б";

          - противопожарные посты - 4 чел.   - 6 чел.;

          На территории организации оборудуются противопожарные щиты укомплектованные первичными средствами пожаротушения. В зданиях, сооружениях устанавливаются противопожарные шкафы, краны.

          После изучения третьего вопроса рабочие и служащие организации должны знать структуру, задачи, состав сил и средств ГОЧС и ведомственной пожарной охраны и оказывать содействие в проведении АС и ДНР, не нарушать меры пожарной безопасности.

 

 

Заключение

    

          Таким образом, в ходе рассмотрения темы были изучены вопросы: нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения от опасностей военного времени, ЧС и пожаров, законодательство РФ в области ГО, защиты населения от ЧС и  ОПБ, права и обязанности граждан в области ГО, ЧС и ОПБ, структура, задачи, состав сил и средств ГОЧС организации, ведомственной пожарной охраны.

          После изучения вопросов рабочие и служащие организации должны знать: основные законы, постановления Правительства РФ, права и обязанности граждан в области ГО ЧС, состав сил ми средств ГОЧС организации.

   Полученную информацию и знания применять в своей практической деятельности, строго соблюдать правила, инструкции и меры противопожарной безопасности.

 

Главная

Консалтинг

Кадры

Реклама

IT

СМК

ОТ и ПБ

Материалы

Создание сайтов

Компания N-CO предлагает услуги по созданию сайтов для вашего бизнеса:
landing page, сайт-визитка, корпоративный сайт, интернет-магазин и т.д.
Приятные цены, хорошее качества. 
Работаем удаленно по всей России.
Наш сайт: www.n-co.ru 

ПЕРЕЙТИ

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Адрес офиса:
Ярославская область
г. Рыбинск                         
Контакты:
Тел.: 8 (915) 99-75-999
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
             Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
            

ЦБК "ЯРКОНСАЛТ"

Центр бизнес консалтинга «ЯРКОНСАЛТ» создан для оказания консультационных и практических услуг начинающим предпринимателям, индивидуальным предпринимателям, организациям малого и среднего бизнеса, а также любым физическим лицам имеющих вопросы по тематике работы центра.

Услуги

Кадровый консалтинг. Подбор персонала. Рекламный и маркетинговый консалтинг. Аналитика. Интернет PR. IT-консалтинг. Управленческий консалтинг. Социологические услуги. Статистика. Семинары, тренинги, обучение. Консультации по охране труда, пожарной безопасности, ГО и ЧС. Система менеджмента качества.

Каталог сайтов Всего.RU